Между сотрудниками полиции и водителями на дороге достаточно часто возникают конфликтные ситуации. К тому же подавляющее их большинство безотчетно испытывает внутренний дискомфорт в момент, когда инспектор направляет машину на обочину для более тесного общения. Причем самые законопослушные автовладельцы нервничают сильнее всего. Происходит это прежде всего из-за того, что многие не знают, как разговаривать с гаишником, имея весьма отдаленное представление о том, какие права есть не только у представителя власти, но и у них самих. Поэтому, став владельцем автотранспорта, стоит прислушаться к некоторым советам, которые упростят процесс общения в тандеме водитель - «гаишник».
Законодательная база, которая регулирует взаимоотношения
Взаимодействие между контролером на дороге и владельцем автотранспорта регулируется законодательно - законами Украины «О дорожном движении», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» и собственно Правилами дорожного движения. Положениями статей этих документов стоит оперировать в своих беседах с инспектором полиции, остановившим автомобиль.
Важное правило, которого стоит придерживаться – сохранение абсолютного спокойствия с демонстрацией полной уверенности в себе на фоне знания законов. Обычно такого поведения и следования процедуре взаимодействия бывает достаточно, чтобы исключить возможность незаконных действий представителя ГАИ в отношении того, кто за рулем.
Остановка авто: имеют или не имеют право
Существует определенный законодательно перечень случаев, в которых полицейские могут остановить авто. К ним относятся:
- явные признаки неисправности ТС;
- нарушение водителем правил ДД;
- наличие ориентировки в отношении авто или его пассажиров в причастности к ДТП или прочим правонарушениям;
- нахождение авто в розыске;
- информация о том, что машина может являться объектом или орудием преступления;
- нарушение использования звуковых и световых сигнальных устройств;
- запрет или ограничение движения;
- опасный для других автомобилистов способ закрепления груза на авто;
- оказание помощи участникам движения или полицейским;
- необходимость опроса в качестве свидетелей правонарушения.
Останавливаться и разговаривать с сотрудником полиции автомобилист должен только с соблюдением правил в положенном месте.
Алгоритм общения: что надо и не нужно делать
Общаться представитель дорожной инспекции и автовладелец начинают уже с момента, когда транспортное средство остановлено. Выходить из своего авто при этом находящийся за рулем не обязан. Разговаривать нужно через приоткрытое окно.
Остановивший должен внятно и отчетливо назвать:
- свою должность;
- звание;
- фамилию;
- причину остановки.
А также должен показать удостоверение (по требованию водителя). Будет правильно, если все эти данные, а также номер жетона инспектора полиции будут зафиксированы письменно или процесс представления заснят на видео. После этого можно потребовать у «гаишника» маршрутную карту, которая позволит удостовериться, что именно он имеет право осуществлять контроль в данное время в этом месте. Автомобилист также обязан предъявить свои документы, регламентированные ПДД.
Документы, которые водитель обязан предъявить
Согласно п.2.1 Правил дорожного движения инспектор полиции имеет право потребовать у автовладельца следующие документы:
- водительские права и талон нарушений ПДД;
- техпаспорт на автомобиль;
- договор аренды или генеральную доверенность (если в авто отсутствует владелец);
- полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (в случае освобождения водителя от обязанности приобретать сертификат – удостоверение, подтверждающее льготный статус);
- документацию на перевозимый груз и дорожное письмо (в установленных законодательством случаях).
Законом «О дорожном движении» запрещено эксплуатировать ТС, не прошедшие очередной техосмотр, поэтому у инспектора ГАИ есть все основания проверить наличие талона о прохождении. Требовать какие либо иные документы не входит в его компетенцию.
Грубость и хамство – вне закона
Автовладельцу полезно знать, что разговаривать с ним неуважительно полицейским запрещает Инструкция по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы. В ее п.18.7 прямо указано на недопустимость:
- обращаться к участникам дорожного движения на «ты»;
- общаться с автомобилистами по не имеющим отношения к службе вопросам;
- использовать оскорбляющие или угрожающие жесты;
- предъявлять безосновательные обвинения;
- разговаривать в грубом пренебрежительном тоне, невежливо излагать замечания, допускать угрозы.
Кроме того, эта же Инструкция запрещает полицейским использовать во время несения службы приборы и технические средства, не сертифицированные в Украине и не прошедшие поверку. Это требование делает незаконным применение устройства «Визир», у которого сертификаты соответствия вообще отсутствуют.
Дышать или не дышать: вот в чем вопрос
Иногда действия инспекторов полиции выходят за рамки должностных полномочий или происходят с нарушением правил и инструкций. Самая распространенная настоятельная просьба, озвучиваемая ими водителю – подышать в алкотестер. Большинство из автомобилистов с готовностью ее выполняют, однако стоит знать, какие аргументы использовать и как отстаивать свои права. Важно знать, что в компетенции инспекции – только составление протокола по факту проверки, степень опьянения устанавливает врач. Разговаривая с полицейским, нужно потребовать от него разъяснить, как будет проходить исследование, ознакомиться с документами на алкотестер.
Показания прибора отражают в протоколе, копию которого должен получить автовладелец. Если алкоголь ниже 0,2 промилле и водитель согласен с протоколом, его должны отпустить.
Осведомлен – значит, вооружен
Те владельцы автотранспорта, которые не готовы согласиться с любыми обвинениями сотрудников полиции, умеют правильно общаться с ними, а также знают свои права, в любой ситуации на дороге чувствуют себя более защищенно и уверенно, чем те, которые такими умениями не обладают.